К вопросу построения автоматизированного комплекса радиосвязи
     (АКРС) надводного корабля малого водоизмещения
     1 Основные положения.
     В этой статье рассмотрены вопросы вооружения кораблей малого водоизмещения средствами радиосвязи. В связи с постоянным улучшением ТТХ корветов и катеров, возрастают их возможности автономно решать сложные боевые задачи, что приводит к повышению требований и к системе управления (СУ) малыми кораблями в море. Улучшение СУ потребовало создания новых средств и комплексов освещения обстановки, связи и автоматизации управления средствами связи,  как для береговых объектов связи, так и для каждого класса кораблей с учетом их тактико-технических характеристик. Решение этих задач возможно только при комплексном подходе к созданию средств радиосвязи надводных кораблей (НК), предусматривающему создание новых автоматизированных средств радиосвязи и объединение их в автоматизированный комплекс радиосвязи (АКРС) корабля. Следовательно, под АКРС понимается совокупность техники связи, включающая антенно-фидерные устройства, устройства коммутации, каналообразующую аппаратуру, оконечные устройства, рабочие места операторов объединенных системой автоматизированного управления и коммутации (САУК). АКРС НК является организационно-технической основой системы связи и управления корабля и элементом системы связи и управления флота. Очевидно, что эффективность АКРС будет определять эффективность системы управления кораблём в море. В тоже время, оснащению малых кораблей автоматизированными  комплексами радиосвязи уделяется недостаточное внимание, поэтому в данной статье рассмотрим принципы построения АКРС для кораблей водоизмещением от 1000т. и ниже.  (например, малый ракетный корабль проекта 12631 водоизмещение 940 т., ракетно-артиллерийских катер проекта 12300  водоизмещением 465т., морские и базовые  тральщики, торпедные катера и другие малые корабли).

   

       1.1. Критерии выбора количества и номенклатуры аппаратуры  АКРС.

АКРС необходимо рассматривать в качестве единой транспортно-информационной системы, предназначенной для обмена всеми видами информации в интересах системы связи и управления флота в различных информационных направлениях, основными из которых являются: – связь и обмен данными с береговыми пунктами управления (БПУ); – связь и обмен данными с кораблями соединения кораблей, а также с приданными и взаимодействующими НК и судами обеспечения; – связь и обмен данными с авиацией берегового и корабельного базирования;
     Малые корабли используют для связи КВ диапазон (2-30 МГц), УКВ диапазон (30-300 МГц) и ДЦВ диапазон (300-400 МГц). Приём некоторых сигналов оповещения и донесений может осуществляться в ДВ и СВ диапазонах. Будем считать, что средства связи корабля должны обеспечить уверенную радиосвязь на расстоянии, как минимум, равном дальности хода корабля, т.е. дальность плавания косвенно определяет минимальные требования к дальности радиосвязи. Для малых кораблей и катеров дальность плавания не превышает 2000 миль,  значит дистанция связи в КВ диапазоне должна составлять не менее 2000 морских миль. В УКВ диапазоне дальность связи около 30 морских миль.
     АКРС на малом корабле, как правило, размещается в одном помещении, размерами от 5 до 10 м3 в зависимости от размеров корабля (рубка радиосвязи). В рубке радиосвязи распложены автоматизированное рабочее место (АРМ) дежурного по связи, рабочие места операторов радиосвязи, а также каналообразующие средства КВ. и УКВ радиосвязи, и другая аппаратура связи. В этом же помещении имеется выделенное место, где размещается специальная аппаратура. Очевидно, что разместить в небольшом помещении можно ограниченное количество средств радиосвязи. Кроме того, увеличение числа каналообразующей аппаратуры приводит к увеличению количества КВ и УКВ антенн, разместить которые на мачтах и надстройках малого корабля, и при этом обеспечить их эффективную работу, весьма сложно. Зададимся вопросом, какое количество  одновременно работающих трактов, в данный момент времени, может быть сформировано на малом корабле. Очевидно, что максимальное количество сформированных трактов должно соответствовать числу рабочих мест операторов внешней связи. Количество таких рабочих мест на малом корабле от 2-х до 6-ти, в зависимости от назначения и размеров корабля. Эти  факторы ограничивают количество аппаратуры связи на
корабле, что не позволяет, иногда, открыть  желаемое количество одновременно  работающих радиосетей. В то же время, распределение средств по радиосетям, с точки зрения их использования, не является оптимальным, т.к. в некоторых сетях радиообмен осуществляется редко и значительную часть времени несения радиовахты аппаратура бездействует. Компенсировать  отсутствие большого количества аппаратуры и обеспечить необходимую радиосвязь можно, если автоматизировать перестройку рабочей частоты и режима работы аппаратуры в сформированном тракте связи, что позволит успешно использовать одни и те же средства связи в разных радиосетях.
     В зависимости от назначения малого корабля, АКРС включает в себя:
1) каналообразующие устройства:
-1 – 2 радиопередающие устройства КВ диапазона с выходной мощностью 1-0,5 кВт;
-1 – 2 радиостанции КВ диапазона с выходной мощностью. до 125 Вт;
-2 – 4 радиостанции УКВ диапазона с выходной мощностью. до 50 Вт;
-2 – 4 радиоприемных устройства КВ диапазона:
-1 – 2 ДВ-СВ-КВ радиоприемныхустройства;
2) оконечные устройства:
- 4 –6 выносных постов радиотелефонной связи;
-1 – 2 комплекта аппаратуры засекречивания телефонных каналов;
-1 – 2 поста слуховой телеграфной связи с датчиками кода Морзе;
-1 – 2 комплекта аппаратуры передачи данных (в том числе закрытой);
3) антенны: передающие КВ антенны (1 – 2 – по числу РПДУ и,
обычно, еще одно гнездо для подключения аварийной антенны); антенны УКВ
радиосвязи (2 – 4 по числу радиостанций и, обычно, еще одно гнездо для
подключения аварийной антенны); приемные КВ антенны (их может быть от
2-х до 4-х .
4) антенные коммутаторы:
передающий КВ диапазона; коммутатор УКВ радиостанций; приемный КВ
коммутатор и, возможно, ШАУ.
5) коммутаторы технических средств (КТС).
Коммутатор каналообразующей, оконечной и специальной аппаратуры и пульт
управления КТС.
          Конкретный состав комплекса радиосвязи зависит от задач, которые
корабль должен выполнять и возможности размещения средств радиосвязи на
борту, т.е. от класса корабля.
      

                АКРС "Торнадо"

"Торнадо" вариант АКРС для патрульного катера. Аппаратура комплекса имеет малые размеры и вес, что позволяет разместить её на катере водоизмещением до 150 т. Технические характеристики комплекса приведены ниже, в файле "Торнадо  PDF".

торнадо.pdf
Adobe Acrobat Document 289.9 KB

             Автоматизированный комплекс радиосвязи «Р-784».

Автоматизированный комплекс радиосвязи (АКС) Р-784 был разработан в Севастопольском КБ радиосвязи и принят на вооружение ВМФ СССР в 1978 году и предназначался для вооружения надводных кораблях 4 ранга. Он обеспечивал радиосвязь корабля с взаимодействующими береговыми объекта-ми связи (БОС), с другими кораблями (НК), подводными лодками (ПЛ) и летательными аппаратами (ЛА) корабельного и берегового базирования.

АКС Р-784 выпускался НПО «Муссон» г.Севастополь, Украина, в двух вариантах: УГ1.600.000-01 и УГ1.600.000-02. По количеству формируемых приемных и передающих трактов комплексы идентичны, различие в количестве ВПС и отсутствия аппаратуры Т-230-1А во втором варианте.

АКС Р-784 разрабатывался специально для кораблей малого водоизмещения и занимал заметное место в общей программе советского кораблестроения. Комплекс существенно отличался по принципам построения от АКС ряда «Буран» разработанных для других проектов. В АКС Р-784 использованы лучшие и перспективные для того времени принципы построения, реализация которых была ограничена элементной базой, номенклатурой и ТТХ имеющихся средств связи, уже в 80-е годы отстававшие от возможностей их комплексирования.

Управление комплексом связи Р-784 осуществляется системой автоматизированного управления САУК-Б (П43-02). По функциональному назначению САУК-Б делится на подсистему управления, подсистему коммутации, подсистему контроля и подсистему электропитания.

Основной состав аппаратуры комплекса связи Р-784 устанавливается в радиорубке (КПС). В радиорубке оборудованы два основных рабочих места операторов связи с функциями:

- дежурного по связи и дежурного радиотелефониста, обеспечивающего управление комплексом с использованием с использованием стойки П43-02 и одного ВПС (ЦПС);

- оператора радиотелеграфной связи.

Электропитание аппаратуры комплекса осуществляется от корабельной сети переменного тока напряжением 220/380 В, 50 Гц через щиты расположенные в радиорубке. Общее энергопотребление аппаратуры АКС до 8 кВт, что в соответствии с замыслом является важным ограничением.

Аппаратура АКС Р-784 не требует подключения к общекорабельной системе вентиляции. Для охлаждения аппаратуры используются встроенные вентиляторы. Пост обеспечен корабельной системой кондиционирования воздуха. Отсутствие внешней приточно-вытяжной вентиляции являлось существенным ограничением при выборе радиопередающего устройства.

 

                   К вопросу модернизации комплекса радиосвязи «Р-784»

 

       В 90-х годах, по известным причинам, заказы на АКС Р-784 прекратились. К настоящему времени многие средства радиосвязи и управления, входящие в состав комплекса Р-784, были сняты с производства, что сделало невозможным изготовление и самого АКС, но с производства, официально, комплекс радиосвязи не снят. Отсутствие заказов вовсе не означает, что ВМС Украины не заинтересованы иметь на вооружении комплекс радиосвязи отечественного производства для оснащения разрабатываемых, строящихся, а также модернизируемых малых кораблей, катеров и судов обеспечения. Поэтому, что бы сохранить на вооружении ВМС автоматизированный комплекс радиосвязи АКС Р-784, целесообразно провести его модернизацию с заменой устаревшей каналообразующей аппаратуры на современные средств КВ и УКВ радиосвязи. Таким образом ВМС Украины, с минимальными затратами, получит современный, простой в управлении и надежный комплекс радиосвязи.

 

                      Технические предложения по модернизации АКС Р-784.

                             Система управления и коммутации САУК-М.

Напомним, что существующая система управления САУК-- Б имеет три режима работы: автоматизированный (штатный), резервный и аварийный. Опыт эксплуатации показал, что наиболее используемым режимом работы САУК-Б является резервный (ручной) режим управления, который позволяет вручную, но оперативно, составлять нужные тракты связи, а управление аппаратурой в тракте связи, при смене радиосети, осуществляется в автоматическом режиме по команде оператора. В САУК-М целесообразно отказаться от автоматизированного режима управления коммутатором ТС.

В составе подсистемы коммутации САУК-М остаются:

- блок управления коммутатором – БУК,

- коммутатор ТС, состоящий из ячеек коммутации Я07-04:

- коммутатор ЦПС (Я07-16):

- блок управления коммутатором ЦПС (Б07-22);

- ячейка ручного управления коммутатором ЯРУК (Я50-80):

-мнемосхема (Б08-01);

- ячейки аварийной коммутации (Я07-08…Я07-08.7 и Я07-09).

В состав системы коммутации включены коммутаторы КВ ПРД антенн с пультами ручной коммутации антенн: Б45-10 с Б07-55, Б42-27 с Я56-12.а также

аттенюатор разветвитель приемных антенн Б42-15 и сумматор-коммутатор для МВ-ДМВ антенн Б39-01 с ПДУ 07-41.

Состав подсистемы управления САУК-М полностью изменен. Исключены устаревшие изделия:

- ЦВЭМ Б98-02;

- индикатор телевизионный ИТ-23М;

- блок сопряжения с НПЧУ (Б68-01);

- блок сопряжения с УКВ радиостанцией (69-01);

- блок управления ИТ-23М (Б96-02);

Взамен устаревших изделий в состав системы управления включены:

- консольная ЭВМ БК-45-З4-01;

- клавиатура.

Для ЭВМ БК-45-З4-01 САУК-М необходимо разработать новое программное обеспечение.

Взамен магнитофона П-425 применим цифровое устройство записи П-427 «Иволга»

Подсистема контроля САУК-М,

Система контроля предназначена для контроля состояния ТС комплекса и определения работоспособности сформированного тракта связи. Система контроля не изменилась

 

Подсистема электропитания САУК-М.

Подсистема питания изменились в связи с модернизацией подсистемы управления. Подсистема питания САУК-М включает в себя:

- блок питания Б41-03 – 3 комплекта;

- Устройство аварийного питания.

 

Кроме указанных изделий в состав САУК-М нужно ввести:

1). Двухканальное оконечное устройство П-492, предназначенное для работы в каналах дискретной связи, состоит из ЭВМ и устройства сопряжения и настольной панели. П-492 обеспечивает:

- автоматизацию процессов подготовки, хранению, обработки, ввода-вывода, отображения, документирования и учета сообщений при ведении радиообмена по каналам дискретной информации;

- выполнение функций телеграфного аппарата;

- выполнение функций датчика кода Морзе;

- выполнение функций магнитофона при работе в каналах слуховой телеграфной связи.;

- вывод информации на принтер;

- ввод и вывод информации на гибкий магнитный диск.

Терминал связной П-492 заменяет устаревшие вводно-выводные устройства:

– телеграфные аппараты П-115, РТА-7 и т.п.;

– датчики кода Морзе Р-010, Р-020;

– магнитофон П-425;

– пульт радиста-оператора ПУ-Т;

Время подготовки терминала к работе - не более 2-х минут Потребляемая мощность - не более 100 ВА Среднее время восстановление работоспособности - не более 10 мин. П-492 разработан ПКБ «РИО» г.Санкт-Петербург.

2). Пульт связи выносной настольный (ВПС-НА) разработан НИИ «Нептун» г. Санкт-Петербург – предназначен для ведения переговоров по открытым и закрытым каналам радиотелефонной УКВ/КВ связи. ВПС-НА разработан на замену ВПС-М с сохранением характеристик по параметрам цепей информации и управления, а также по внешним подключениям.

Пульты связи ВПС-НА №1… №4 предназначены, для работы в телефонных трактах связи с рабочих мест удаленных от центрального поста САУК-М. Рабочее место дежурного по связи оснащено ВПС-НМ №5, который выполняет функции центрального поста связи (ЦПС) и предназначен для подключения в тракт связи вместо любого ВПС, либо для работы совместно с ВПС, а также может быть выключен из тракта связи.

 

                         Аппаратура связи, предлагаемая на замену.

В модернизированном АКС Р-784-М взамен устаревших и снятых с производства каналообразующих средств связи Р-603, Р603-1применены КВ передатчик ПП-500, КВ радиостанцию ПТ-100 и приемник ПТ-100 ПРМ разработанных и освоенных в производстве ОАО «РИМР» г. Санкт-Петербург. МВ-ДМВ радиостанция Р-625 заменена МВ-ДМВ радиостанцией «Олива», разработанной и освоенной в производстве НПФ «ТИРС» г. Санкт-Петербург.

 

 

                                         Пост связи командира (ПСК).

Кроме, указанных выше рабочих мест, в АКС Р-784-М предусмотрена возможность организации поста связи командира (ПСК), расположенного в непосредственной близости от рабочего места командира корабля (ГКП, БКП). Оператором ПСК может быть командир или вахтенный офицер, в этом случае командир корабля освобождается от рутинной работы (набор сообщений, отправка сообщения и др.). Оператор ПСК может выполнять следующие функции:

- установление телефонной связи в радиосети с абонентами;

- оперативный обмен данными командира корабля с внешними корреспондентами;

- управление средствами связи комплекса связи.

- обмениваться информацией предназначенной для передачи по дискретным каналам радиосвязи и принятой операторами связи в КПС по локальной сети Ethernet.

ПСК организован на базе защищенного ноутбука ЕС-1866 серия Core2Duo с экраном 15" или 13", изготовитель ООО "ТС-СКН", НПО "ТЕХНИКА-СЕРВИС" г. Москва, Россия.

В состав АКС Р-784-М включена аппаратура GMDSS – УКВ Рст. SN-005

152-174 МГц, приемник NAVTEX, аварийный буй SM-511, SART 9МГц, носимые УКВ радиостанции.

.Ниже приведена структурная схема модернизированного комплекса Р-784

 

 

 

модернизированный комплекс р-784

                      Автоматизированный комплекс радиосвязи (АКРС)

                                          «Бриз» для боевого катера.

Боевой катер — собирательный термин, обобщающий боевые корабли малого водоизмещения (катера), предназначенные для выполнения боевых задач, как правило, в прибрежных водах. В классификации ВМС Украины собственно боевых катеров нет. Собирательно, в них могут входить все типы, имеющие в названии «катер» и входящие в классы «боевых кораблей». Некоторые авторы используют термин расширительно, включая в него корабли специального назначения и суда обеспечения, а также корабли пограничной охраны, береговой охраны и им подобные (например пограничный катер «Гриф»). Общим признаком при этом остается малое водоизмещение. В настоящее время такие катера оснащены разрозненными средствами радиосвязи, управление которыми осуществляется с передних панелей, что не позволяет автоматизировать процесс управления связью, а для катера это приобретает важное значение, из-за:

-  ограниченного количества радиооператоров;

-  ограниченного количества средств радиосвязи на борту.

Сократить время на управление связью на катере можно, за счёт:

- непосредственного предоставления возможности доступа к каналам связи командира катера;

- автоматизация процессов доставки сообщений от пунктов управления на средства связи и обратно, что позволит исключить и экспедиторов;

- дальнейшей автоматизации процессов управления и контроля в средствах связи.

Для выполнения этих условий предлагается устанавливать на подобные катера комплекс радиосвязи «Бриз». Автоматизированный комплекс радиосвязи (АКРС) «Бриз» представляет собой совокупность средств радиосвязи различного назначения объединенных системой управления и коммутации.

Основные технические данные АКС "Бриз"  приведены ниже в файле PDF

АКРС "Бриз" обеспечивает работу в системе связи GMDSS для района плавания А1.

Структурные схемы комплекса "Бриз"  и подробности его использования приведены в прилагаемом ниже файле 

АКРС_боевого_катера.pdf
Adobe Acrobat Document 335.1 KB